В Московскую губернию стекались купцы со всех уголков
державы и заморских стран, привозя с собой ткани, меха, украшения. Именно здесь
зарождалась мода, которая постепенно распространялась по остальным губерниям
бескрайнего государства Российского…
Реформы, проводимые Петром Великим в первой половине XVIII
века, коснулись не только межевания территории Российского государства, они
отразились и на внешнем облике жителей страны. Царь брил бороды боярам и
принуждал дворянство носить одежду иноземного покроя.
Граф Борис Петрович Шереметев был одним из первых, кто
сменил боярский опашень на немецкий кафтан. С его легкой руки в Московской
губернии быстро распространился спрос на заморские наряды, вытесняя исконно
русский костюм. Понёвы, передники и душегреи остались уделом простолюдинок,
дамы при дворе утягивались в корсеты и надевали кринолины.
Всё изменилось с началом правления Екатерины II. Она
принялась возвращать Россию к истокам, пропагандируя исконно русский стиль в
одежде. В Екатерининскую эпоху в гардероб придворных модниц вновь вернулись
сарафан, кокошники и сборчатые рубахи. Один из современников Екатерины II
описал наряд императрицы в записках, датируемых 1783 годом: «Императрица была в
алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди
и в бриллиантовой диадеме на голове…»
Новый виток в популяризации русского народного костюма
наступил при Александре I, после разгрома войск Наполеона. Из Московской
губернии началось торжественное шествие русского сарафана по всей Европе. С
1812 г. во дворцах дамы шелестят подолами синих, красных сарафанов с ампирной
талией, отражающих огни свечей в драгоценных, искусно вырезанных пуговицах,
пришитых спереди от горловины до самого низа.
Николай I также не оставил без своего императорского
внимания гардероб русской модницы. В 1843 г. император издал указ об
обязательном ношении кокошника при государевом дворе и введении новых
стандартов придворного платья: узкий открытый корсаж с длинными рукавами, какие
в допетровские времена можно было встретить в боярском одеянии, длинная юбка с
таким же длинным шлейфом.
При Александре II и Александре III интерес к русскому
костюму только возрастал. Пик всеобщей любви дворянства к сарафану и кокошнику
пришелся на правление Николая II. К началу XX века вся дворянская знать имела в
своих коллекциях старинные образцы одежды…
Приглашаем Вас быть уважаемым гостем и другом «Музея
«Русская Старина» - лауреата премии Губернатора Подмосковья «Наше Подмосковье».
Клуб «Русский уклад» при «Музее «Русская Старина» Дома
культуры им. В. И. Ленина приглашает в свои ряды – на регулярные занятия (и
семейные), экскурсии, праздники. Вас ждут захватывающие открытия и реплики
русской истории, сказочного и былинного эпоса, Домостроя: обычаев, обрядов –
русского уклада жизни. Вас удивят тайны древнерусского письма и других прото- и
праславянских систем символов, в том числе кукол и костюмов, убранства дома,
примет, травника и русского стола, величавой и тонкой красоты русской музыки,
живописи, зодчества.
(1) С. Торелли. Портрет Екатерины II. XVIII в. (2) Р.
Лефевр. Портрет княгини М. Ф. Барятинской с дочерью Ольгой. 1817 г. Музей
"Новый Иерусалим". (3) Ф. Крюгер. Портрет императрицы Александры
Фёдоровны. 1830 г. Государственный музей -заповедник "Гатчина". (4)
В. Маковский. Портрет императрицы Марии Федоровны. 1912 г. Холст, масло. 267 x
192 см. Государственный Русский музей. (5) Фрейлина их императорских величеств
государынь императриц Баронесса Эмма Владимировна Фредерикс (Эмма Елена София)
в костюме боярышни XVII века, на Костюмированном балу в Зимнем дворце, 1903 г.
(6) Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова в костюме боярыни XVII века, на
Костюмированном балу в Зимнем дворце
(http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/983958), 1903 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий